Авиакатастрофа в Сочи сегодня — теракт? Расследование крушения Ту-154 МО РФ 25.12.2016 версии, видео

           

Авиакатастрофа Ту-154 МО РФ Сочи.

Видео падения самолета Ту-154 в Сочи. Авиакатастрофа Ту-154 сегодня в Сочи новости последнего часа, видео, фото. Расследование — версии: теракт, самолет сбили из ПЗРК, судно могло быть захвачено, техническая неисправность, ошибка пилотирования. Обзор от news-mail.by.

Видео падения самолета Ту-154 в Сочи

Авиакатастрофа в Сочи сегодня: другие видео, репортаж →

МК: «Атаковать Ту-154 могли из ПЗРК»: эксперт высказал версию крушения самолета

Версию внешнего или внутреннего воздействия на потерпевший крушение самолет Минобороны Ту-154 выдвигают авиационные эксперты — хотя приоритетной сейчас остается версия о технической неисправности борта. Тем не менее, некоторым специалистам эта трагедия напомнила катастрофу с Боингом А321 над Синайским полуостровом.

Свой взгляд на возможную причину катастрофы Ту-154, упавшего в акваторию Черного мора, нам изложил летчик, экс-командир Ил-96, Сергей Кнышов.

— Понимаете, самолеты просто так не падают… Во-первых, как техника, так и летчики военного ведомства — одни из лучших. Во-вторых, погодные условия, насколько я знаю, также были хорошими. Более того, даже если на борту возникла нештатная ситуация, КВС должен был сообщить о ней на землю. — Но сделано этого не было. Значит, просто не успел… Очень похоже на то, что на борту произошло нечто такое, из-за чего пилоты не смогли сделать того, что обязаны, — рассказал «МК» летчик.

По словам Сергея Кнышова, особенности аэропорта, окруженного морем, также вряд ли могут быть причиной ошибки пилотирования:

— Несмотря на то, что взлет идет на море, это никак не влияет на аварийность — не дети же за штурвалом сидят. Тем более, насколько я понимаю, летчики не первый раз летали по этому маршруту.

По словам эксперта, не исключено, что произошло внешнее воздействие или взрыв внутри салона. Атаковать самолет могли с берега из того же ПЗРК (переносной зенитный ракетный комплекс):

— Самолет был не более чем в пяти километрах от берега — дистанция для ПЗРК достаточная. Но должна была быть вспышка и свидетели, которые ее видели, — предположил пилот.

Что же касается версии о взрывном устройстве на борту самолета — то необходимо выяснять, какие рейсы самолет совершал ранее, была ли возможность такой «закладки».

— Вообще, вся ситуация с Ту-154 сильно напоминает ситуацию с самолетом, который потерпел крушение над Синайским полуостровом в октябре 2015 года, — добавил эксперт «МК». — Тогда, если помните, о тракте также заговорили значительно позже.

Нужно еще раз подчеркнуть, что это частное мнение эксперта — официальные источники сейчас называют приоритетной версию о технической неисправности борта. Появилась информация о том, что перед крушением Ту-154 якобы развернулся на 180 градусов. Если эти данные верны, значит, борт пытался вернуться в аэропорт Адлера.

Окончательно установить причины трагедии должна специальная государственная комиссия. Сейчас на месте катастрофы продолжается поисковая операция.

КП: Версия катастрофы Ту-154: в гражданские службы аэропорта Сочи мог внедриться террорист

Александр Коц размышляет о возможных причинах крушения летевшего в Сирию самолета.

Меня всегда удивляет, с какой поспешностью власти с ходу отметают версию, которую, казалось бы, надо рассматривать в числе приоритетных. Всякий раз, когда в небе взрываются самолеты, нас зачем-то пытаются успокоить: «Это не теракт. Рассматриваются версии технической неисправности и ошибки пилотирования». Так было после страшной трагедии в августе 2004 года, когда в небе взорвались сразу два самолета — Ту-134 и Ту-154. Тогда потребовалось несколько часов, чтобы из маловероятной версия теракта превратилась в «рабочую». А чтобы признать диверсией катастрофу на Синаем потребовалось полтора месяца. Хотя с самых первых дней официальные лица и России, и Египта заверяли нас, что бомбы на борту не было.

Этим летом я летел таким же военным бортом Ту-154 из Москвы в Хабаровск — с четырьмя посадками. Меня не досмотрели ни разу. «Попутчиков», которые садились в Екатеринбурге, Чите, Улан-Удэ — тоже. Хотя на международных направлениях правила жестче.

— В Чкаловском нас всех всегда досматривали, — рассказал мне знакомый журналист, летавший этим же самолетов в Сирию. — Но досмотр не такой строгий, как в гражданских аэропортах. К примеру, я спокойно пронес двухлитровую бутылку воды. Перед тем, как запустить людей на борт, его тоже досматривают. Рейсы на Сирию идут либо с посадкой в Северной Осетии, либо в Сочи. Мы садились как раз в Сочи, в гражданском аэропорту, где весь груз проходит таможню. Они там очень придирчивые, можно запросто застрять на два дня. Собственно, я поэтому и не полетел в этот раз, не стал рисковать. Пока работают таможенники, всех пассажиров уводят в столовую. За территорию аэропорта мы не выходим. Что там в это время с безопасностью я не знаю.

Мы помним, что бомбу на борт самолета в Египте пронес сотрудник аэропорта. Если предположить, что нечто подобное произошло и в этот раз, то вряд ли террорист сумел проникнуть на борт в Чкаловском. Это все-таки военный аэродром, режимный объект. Среди пассажиров его быть не могло. Там вообще случайных людей не было. Остается аэропорт Сочи, где работают гражданские службы, в которые мог внедриться террорист. Я не утверждаю, я говорю лишь о том, что такую версию нужно рассматривать, а не отметать. Пока этот «спящий агент», если он существует, не подложил еще одну бомбу в еще один самолет. Тем более, что эксперты считают такую возможность вполне вероятной.

— У экипажа не было никакой информации о каких-то неисправностях отдельных систем или двигателей, — рассказал в эфире Радио «Комсомольская правда» летчик-испытатель, Герой России Анатолий Кнышов. — В противном случае, если такая информация была бы, летчик по инструкции развернулся бы, произвел посадку на аэродроме вылета. В данной ситуации можно говорить о том, что, видимо, что-то все-таки на борту было. Потому что просто так самолеты не падают, аварийно не садятся. Но почему экипаж не сообщил информацию о том, что с ним произошло, это тоже вопрос. Один из вариантов – это отказ трех двигателей. Но в любом случае экипаж информирует диспетчерскую службу, информирует Министерство обороны о той или иной причине. В данной ситуации, на мой взгляд, резкая потеря связи, резкая разгерметизация самолета привела к тому, что экипаж не смог, не успел сообщить о той причине, которая у них на борту произошла. Это мог быть взрывной характер, то есть мог произойти взрыв, и никто не смог сообщить – ни корреспонденты, которые там находились, ни сам экипаж. Ничего другого я не могу здесь предположить.

Помните историю с захватом самолета в 1988 году семьей Овечкиных? Талантливые музыканты из семейного джазового ансамбля «Семь Симеонов» получили заманчивое предложение от лондонской студии записи. И решили сбежать в Великобританию, захватив Ту-154. Два обреза охотничьих ружей и несколько самодельных взрывных устройств они спрятали в футляры музыкальных инструментов. Впрочем, сомневаюсь, что в этот раз кто-то стал бы «заморачиваться» с подменой футляров в багаже ансамбля Александрова. Ведь для того, чтобы самолет разлетелся в воздухе, достаточно 200 граммов тротила в банке из-под Колы.

Эксперт о катастрофе Ту-154: судно могло быть захвачено

Падению Ту-154 в Чёрное море сразу после взлёта могла предшествовать экстремальная ситуация, сложившаяся на борту. Из-за этого экипаж мог не успеть передать сигнал бедствия на землю. Так считает бывший начальник смены центра единой организации воздушного движения РФ Виталий Андреев.

«После взлёта и короткого полёта — две минуты — самолёт пропал со связи и не передал сигнал на землю о каких-либо неполадках, что может говорить о том, что на борту сложилась экстренная ситуация: или влияние извне на машину, или встреча с препятствием, которое там вряд ли было», — сказал он.

По словам Андреева, Ту-154 очень надёжный самолет. Специалист с 47-летним опытом вспоминает, что в его практике были случаи, когда Ту-154 садились при отказе всех трёх двигателей. Он уверен, что озвучиваемые сейчас версии о неполадках на борту (разбалансировка рулей или отклонение от траектории полёта) не могли помешать экипажу передать сигнал на землю.
«Значит, произошло что-то экстремальное, из практики такие ситуации возможны при захвате судна», — сказал он, добавив, что причины помогут установить данные бортового самописца.

КП: Эксперт о крушении самолета ТУ-154 под Сочи: «То, что экипаж не успел попросить о помощи говорит лишь об одном: это был взрыв!»

На вопросы ответил летчик-испытатель, Герой РФ, эксперт в области авиации Анатолий Кнышов.

— Какие есть варианты полного выхода из строя систем на борту?

— Один из вариантов – это отказ трех двигателей. Но в любом случае экипаж информирует диспетчерскую службу, информирует Министерство обороны о той или иной причине. В данной ситуации, на мой взгляд, резкая потеря связи, резкая разгерметизация самолета привела к тому, что экипаж не смог, не успел сообщить о той причине, которая у них на борту произошла.

— Анатолий Николаевич, сейчас, когда говорят о том, что борт был на дозаправке в Сочи, могло ли некачественное топливо стать причиной ЧП? Или сейчас это скорее исключение из правил?

— Когда происходит дозаправка в любом аэропорту, как на территории РФ, так и за рубежом, экипаж и бригада, которая обслуживает (а я думаю, на этом борту обязательно техническая бригада, которая обслуживает данный тип самолета), они обязательно проверяют по паспорту тип топлива, его характеристики и снимают даже перед заправкой так называемые пробы топлива. Поэтому говорить о том, что это является причиной некачественного топлива, я пока не могу, только комиссия может определить, они обязательно на месте падения самолета возьмут пробы (остатки топлива в любом случае где-то будут находиться). Они смогут узнать и качество топлива, и состояние систем, и готовность экипажа. Потому что в любом случае, если бы было некачественное топливо, невозможен был одновременно отказ трех двигателей, который мог привести к такой катастрофе.

Причина взрывного характера. Там есть звуковая сигнализация, световая сигнализация, которая предупреждает экипаж о той или иной неисправности. Вот это предупреждение не сработало. Потому что предупреждение работает для экипажа, выдает информацию с той целью, чтобы экипаж грамотно и правильно выполнял те рекомендации, то, что они отработали уже в наземных условиях. Грустно, что это происходит с нашими коллегами, именно из Министерства обороны, именно с теми, кто направлялся туда, в горячую точку, где могли бы поддержать наших военнослужащих перед Новым годом. Это трагедия, которую мы все будем переживать.

— Сейчас поиски ведутся. В том числе появилась информация, что поиски самолета в акватории Черного моря ведут 7 морских судов, к поискам подключился вертолет Ми-8 из аэропорта Сочи. Но ведь была информация, что возможная точка, где самолет потерпел катастрофу, это в горах. Можете объяснить, почему сейчас такая противоречивая информация приходит?

— Любой самолет, который вылетает, за ним следят диспетчерские службы, локаторы и помогают экипажу правильно выстроить траекторию выхода на маршрут. Если они куда-то уклоняются, диспетчер говорит: вы уклоняетесь. Потому что на этой воздушной трассе находится, возможно, несколько типов самолетов – на встречном направлении, на попутном направлении. И диспетчерская служба контролирует и отвечает в какой-то степени за безопасность нахождения на этой трассе. Но если даже диспетчерская служба, локаторы не смогли заметить, где находится метка от этого типа самолета… Потому что у каждого диспетчера на экране высвечивается тип самолета и его позывной. И вот при пропадании этой метки сразу же дается команда поисковой службе (в данном случае это вертолеты, которые производят сейчас поиск в районе возможного пропадания метки). А ситуация в горах может быть такая, что они опустились ниже зоны обнаружения.

КП: Версии авиакатастрофы ТУ-154 под Сочи: месть террористов, технический сбой или пилотам не хватило времени исправить ошибку

Прошло всего несколько часов после авиакатастрофы Ту-154 в Сочи и пока эксперты лишь строят догадки, что могло стать причиной такого страшного ЧП. Основные версии: техническая неисправность или ошибка пилота. Об этом сообщил источник «КП» в силовых структурах.

А тем временем, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов считает, что к крушению лайнера привела целая цепь случайноостей. На борту мог произойти технический отказ, а поскольку самолет в это время выполнял взлет, экипаж просто не успел среагировать на ошибку. Не хватило времени. Иначе бы, капитану удалось совершить аварийную посадку или посадить самолет на воду.

Другой эксперт Никита Исаев уверен, нельзя списывать со счетов и версию теракта. Уж слишком символичен список пассажиров (ансамбль песни и пляски, летевший поздравлять наших солдат) и еще не утихли новости героического взятия Алеппо, которые для некоторых сил как кость в горле.

— Очевидно российские спецслужбы лучшие в мире, нам действительно, слава Богу, удаётся избегать терактов на улицах наших городов, и это именно их заслуга. Но мы не можем быть застрахованы от атак на чужой территории, либо в воздухе, что продемонстрировала прошлогодняя трагедия над Синаем, унесшая жизни 221 человека», — уверен Исаев. (подробности)

К такой же версии склоняется летчик-испытатель Анатолий Кнышов. Он уверен, тот факт, что экипаж не успел запросить помощи говорит лишь об одном: это был взрыв! (подробности)

А вот предположение, что виновником авиаЧП могло стать некачественное топливо он отверг:

— Когда происходит дозаправка в любом аэропорту, как на территории РФ, так и за рубежом, экипаж и бригада, которая обслуживает (а я думаю, на этом борту обязательно техническая бригада, которая обслуживает данный тип самолета), они обязательно проверяют по паспорту тип топлива, его характеристики и снимают даже перед заправкой так называемые пробы топлива. Поэтому говорить о том, что это является причиной некачественного топлива, я пока не могу, только комиссия может определить, они обязательно на месте падения самолета возьмут пробы (остатки топлива в любом случае где-то будут находиться). Они смогут узнать и качество топлива, и состояние систем, и готовность экипажа. Потому что в любом случае, если бы было некачественное топливо, невозможен был одновременно отказ трех двигателей, который мог привести к такой катастрофе. Причина явно взрывного характера.

— На самолетах Минобороны посторонних быть просто не может, вряд ли это теракт, — сомневается президент ассоциации ветеранов «Альфа» Сергей Гончаров.

— Это самолет, который обслуживает Министерство обороны, и, поверьте, дисциплина в Министерстве обороны до сих пор довольно серьезная, и люди, которые обслуживают данные рейсы, они люди проверенные, естественно, имеют все формы допуска, для того чтобы заниматься этой работой.

Второе. На этом самолете летели люди, наши товарищи, которые практически знали все друг друга, и посторонних людей, как я понимаю, никто в этот самолет не подсаживал. И багаж, который там был, естественно, подвергался проверке именно тех людей, которые летели в этом самолете.

Третье. Самолет, как я понимаю, не так долго был в воздухе, акватория морская дает возможности, если бы это был взрыв или какая-то вспышка, то, наверное, появились бы очевидцы, которые могли это видеть или, по крайней мере, могли это зафиксировать, — резюмирует эксперт.

Бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов обращает внимание на то, что обломки самолета разбросаны на значительном расстоянии — это говорит о том, что самолет, возможно, уже разваливался в воздухе.

— Здесь можно говорить о теракте (ситуация политическая сейчас очень сложная). Есть возможность говорить о каких-то диверсиях. Все, наверное, догадывались, куда летит самолет, и что-то могли подложить в багаж, еще куда-нибудь. То есть это, мне кажется, схоже с египетским случаем, -отметил эксперт.

Он добавил, что за 7 минут после взлета самолет мог набрать порядка 3-4 тысяч метров высоты, и у экипажа были все возможности передать информацию, если бы не было какой-то неожиданной, внезапной ситуации, когда все происходило практически мгновенно. При этом Романов отверг версию с попаданием птицы в двигатель.

— Потому что у самолета три двигателя. При попадании одной птицы — а стаи на такой высоте не летают, для сезонной миграции сейчас не время, — вероятность этого очень маленькая. При этом самолет мгновенно бы не развалился, были бы какие-то трещины, какие-то неисправности, остановились бы двигатели, но электричество было бы на борту, и экипаж обязательно доложил бы об этом на землю. Здесь этого не было.

Ъ: «Такой разлет осколков бывает только при разрушении самолета в воздухе»

Ведущий «Коммерсантъ FM» Максим Митченков обсудил ситуацию с майором ВВС, летчиком-инструктором Андреем Красноперовым.

— Что могло послужить причиной катастрофы этого лайнера, как вы считаете?

— Об этом скажет только «черный ящик», который поднимут с этого лайнера. Но, как вы говорите, версии — ошибка пилота и отказ техники — это реальные причины, как всегда бывает в таких случаях. Но это слишком подозрительно, что самолет после взлета в наборе высоты, это буквально несколько десятков минут, пропадает с экранов радара.

— Сейчас уточнили, что это произошло на седьмой минуте, при наборе высоты или при развороте, по всей видимости, над Черным морем.

— Это значит то, что двигатели работали исправно, топливо было нормальное. Если бы это случилось на взлете, причиной могло быть топливо. Ситуация, возможно, схожа с трагедией в Шарм-эш-Шейхе, там тоже после взлета прошло совсем немного времени.

— Вы имеете в виду версию теракта?

— Конечно. Что очень странно, самолет на взлете падает очень редко, тем более такого класса. Ту-154 имеет три двигателя, он очень надежен. Я на них сам летал как пассажир очень часто.

— Почему неисправность самолета вы не рассматриваете? Ведь Ту-154 — самолет далеко не новый.

— Да, но они очень надежные. Я могу рассматривать конструкцию самолета с точки зрения летчика, и поверьте, что связано с управлением самолета, там настолько надежная система управления стоит, не как сейчас электроника, а есть тросовые дублирующие системы, в том числе системы управления самолетом, то есть при отказе одной системы, вступает другая. Учитывая опыт летчиков, которые летают сейчас на этих самолетах, все-таки мне очень странна эта ситуация, что была всего лишь седьмая минута после взлета. Я понимаю, что самолет взлетал с нашего аэродрома, и за ним же следила система электронная наблюдения, так что не могло быть, что кто-то к нему подлетал, во что-то он мог врезаться.

— Изначально сообщали, что он просто пропал сигнал с экранов радаров, но при этом самолет не подавал никаких сигналов бедствия.

— Это говорит о том, что самолет, как и в Шарм-эш-Шейхе, моментально потерял скорость и просто упал в штопорное положение, то есть неуправляемое. В этом случае летчик просто при такой перегрузке, которая в этом случае случается, не только не мог доложить диспетчеру, но и включить сигнал бедствия был не в состоянии. Представляете, лайнер начинает просто сильно вращаться. Поэтому я думаю, произошло разрушение самолета, как это было в Шарм-эш-Шейхе, где скорость у него была сначала 780 км/ч и потом резко стала 170 км/ч, и потеря высоты 1000 м.

Сейчас надо посмотреть радары, именно как скорость падала. То есть самолет мог спланировать и сесть на воду. Недавно был случай с Ту-154, когда спасли людей, 37 человек. Летчики тогда смогли посадить лайнер на незнакомое поле при сильным ветре, в сильном снежном буране, и они спасли практически всех людей.

В данной ситуации были простые метеоусловия, если бы что-то случилось с самолетом, с двигателем, он бы просто развернулся, и стал планировать в сторону аэродрома, сел бы в прибрежной зоне. Пускай самолет бы развалился, но летчики, и экипаж, и пассажиры были бы живы, понимаете? А тут резкое падение, так бывает в том случае, когда что-то нештатное случилось, что-то взорвалось, что-то отвалилось. Как правило, у этих самолетов только может отвалиться хвост. А во всех остальных случаях летчик спокойно мог передать информацию, включить сигнал бедствия, но этого не случилось. Значит, что-то было такое нештатное, резкое на седьмой минуте полета. Так что, на экипаж я не могу грешить, а техника так резко не ломается.

— Еще «Интерфакс» сообщает со ссылкой на свои источники, что разлет обломков разбившегося под Сочи самолета составил порядка 15 км. Как эти данные повлияют вообще на версию?

— Разлет осколков при такой скорости, а скорость у него в наборе порядка 600-700 км/ч, уже там он идет свыше, на таком расстоянии вполне может быть. Но если бы самолет падал целый, то такого бы не было разлета осколков, поверьте. Самолет развалился, просто развалился, значит, взорвался, значит, где-то кому-то дали чемоданчик, учитывая, что это был рейс в Сирию, и летели музыканты из ансамбля, могли что-то пронести с этими музыкальными инструментами, кто-то что-то мог подложить. Поверьте, такой разлет осколков бывает только при разрушении самолета в воздухе. Просто он взрывается, и все. А когда лайнер просто падает, получается пятно масляное, и потом всплывают части. Самолет, если он падает, пикирует в воду, просто исчезает, его находят через какое-то время. А тут даже нашли человека уже, который уже в прибрежной зоне пострадал от обломков. Это говорит о том, что обломки падали на землю в беспорядочном падении, значит, он взорвался в воздухе.

Лента: СМИ объяснили разлет обломков Ту-154 на большой площади

Большой разлет обломков упавшего под Сочи самолета Ту-154 объясняется ударом о водную поверхность. Об этом «Интерфаксу» заявил источник в экстренных службах.

Другой источник в силовых структурах пояснил агентству, что версия теракта не рассматривается как основная, потому что она практически исключена.

«Самолет вылетел с аэродрома Чкаловский, который представляет собой хорошо охраняемый объект военного назначения. Проникнуть туда с тем, чтобы подложить на борт взрывное устройство, не представляется возможным. В свою очередь аэропорт в Сочи является аэропортом двойного назначения и охраняется в усиленном режиме. Проникновение посторонних лиц, либо пронос кем-либо из сотрудников несанкционированных предметов исключен», — заявил источник.

Самолет Ту-154Б-2 RA-85572 223-го летного отряда Минобороны пропал с радаров в 05:27 мск 25 декабря, после вылета из Сочи. Туда он прибыл из подмосковного Чкаловского для дозаправки. Воздушное судно, направлявшееся в сирийскую Латакию, упало практически сразу после взлета.

По уточненным данным, на борту находились 92 человека, в том числе восемь членов экипажа и артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова во главе с руководителем Валерием Халиловым. На борту были девять журналистов Первого канала, «Звезды» и НТВ, а также еще несколько человек, включая исполнительного директора фонда «Справедливая помощь» Елизавету Глинку (известную как Доктор Лиза) и главу департамента культуры министерства обороны Антона Губанкова.

Лайф: Трагедия над морем. Кто виноват в гибели доктора Лизы и артистов?

Следственная группа рассматривает несколько версий крушения самолёта Минобороны Ту-154 на Чёрным морем. Среди них техническая неисправность самолёта, некачественное топливо и другие версии.

Комиссия Минобороны и следователи Главного военного следственного управления (ГВСУ) разбираются в причинах крушения ведомственного самолёта Ту-154 над Чёрным морем, жертвами которого, по предварительным данным, стали 92 человека. Обломки лайнера уже нашли в 1,5 км от береговой линии Сочи и сейчас поднимают со дна.

Чёрное воскресенье

К зданию Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова в Земледельческом переулке съезжаются родственники и друзья артистов. Люди подходят к зданию, коротко обнимаются со знакомыми и пытаются выяснить подробности крушения и судьбу своих близких. К зданию уже подъехала скорая — кому-то из родственников стало плохо.

В каждом из них теплится надежда: ведь в Сирию из подмосковного военного аэродрома в Чкаловском вылетели два борта Минобороны. Один борт успешно долетел, а второй рухнул в Чёрное море.

Авиакатастрофа произошла в 5:40 по московскому времени. Примерно через три минуты после взлёта из аэропорта Адлера Ту-154 пропал с экранов радаров. В это время он набирал высоту. Никаких сигналов тревоги экипаж самолёта не подавал.

Этот борт должен был дозаправиться в Моздоке, однако там была плохая погода — облачность и –7 градусов. Диспетчеры направили его в Адлер.

Известно, что Ту-154 вела 32-летняя женщина-диспетчер Черноморского центра организации воздушного движения — Юлия Самодурова. Она стала последней, кто разговаривал с командиром экипажа по радиосвязи перед тем, как лайнер рухнул в воду. Потерпевшим крушение Ту-154 управлял опытный пилот, лётчик первого класса Роман Волков.

К поиску самолёта сразу же были привлечены все поисково-спасательные службы авиационных частей Южного военного округа в Краснодарском крае и соседних регионах. Примерно в 1,5 км от береговой линии спасатели заметили на воде большие масляные пятна, а также различные предметы. Худшие прогнозы оправдались — самолёт разбился. Его обломки и вещи пассажиров оказались разбросаны в море на расстоянии до 15 километров от берега.

Официальный представитель военного ведомства России сообщил, что фрагменты корпуса самолёта Ту-154, рухнувшего в Чёрное море, обнаружены у черноморского побережья Сочи. Обломки находятся на глубине около 70 метров.

Вскоре спасатели начали находить и тела погибших.

Новогодний концерт

На борту Ту-154 находились 92 человека: 64 музыканта из ансамбля имени Александрова, девять журналистов, восемь военнослужащих в чине от капитана до генерала, два чиновника и представитель Международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (доктор Лиза). Самолётом управляли восемь членов экипажа.

Также на борту находился художественным руководитель хора имени Александрова генерал-лейтенант Валерий Халилов, директор Департамента культуры Минобороны Антон Губанков, который раньше работал министром культуры Московской области.

В списке пассажиров значатся трое журналистов НТВ: корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов. Также на борту находилась съёмочная группа Первого канала — корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов. Летела этим же бортом и исполнительный директор Международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, широко известная как доктор Лиза.

— Мы знаем, что в этот день Елизавета Петровна действительно собиралась отвозить гуманитарный груз, медикаменты для тяжелобольных в Университетском госпитале в Латакии. Мы несколько недель собирали средства и груз для этой поездки, — рассказа Авилова. — Мы до последнего будем надеяться, что она могла не дойти до этого борта, могла опоздать…

Но позже выяснилось, что доктор Лиза не опоздала и действительно была на этом рейсе.

Погибшие музыканты и танцоры ансамбля имени Александрова должны были выступить с новогодним концертом для военнослужащих в Сирии. Об этом Лайфу рассказал член эстрадной группы ансамбля Дмитрий Волков, который по счастливой случайности не полетел этим рейсом вместе с коллегами.

— И певцы, и балетные танцоры (наших там было много) — все отправились на концерт на российскую военную базу в Сирии. Они должны были там дать концерт нашим военным. Но вот случилось такое. Меня разбудил звонок в 8:30 утра, и мне рассказали страшные новости. Мы сразу начали звонить всем находившимся на этом самолёте нашим коллегам. Но, к сожалению, уже ни один из них не был доступен, — сказал он.

В Ансамбле есть солдаты-срочники, однако все они остались в Москве — на концерты такого уровня летают только профессиональные артисты.

«Строгий» самолёт

Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, сочинские военные следователи уже возбудили уголовное дело о нарушении правил полёта. По её словам, следователи уже изымают предполётную документацию и допрашивают руководителей полётов, а также техперсонал, который имел отношение к подготовке самолёта к вылету и дозаправке.

Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров уже полностью исключил версию теракта. Однако эту версию не сбрасывают со счетов.

— Есть основания предполагать, что на борту Ту-154 произошёл взрыв, — считает авиационный эксперт Сергей Крутоусов. — В подтверждение этой страшной версии свидетельствуют большой радиус разброса обломков — более километра — и внезапность случившегося. Пилоты не успели выйти на связь с диспетчерами аэропорта.

Однако большинство экспертов склоняются к версии о технической неполадке, некачественном топливе или отказе электроники. Рухнувший лайнер был 1983 года выпуска. Последний раз он ремонтировался в декабре 2014 года, а в сентябре 2016 года прошёл плановое обслуживание.

В Сети появилась аудиозапись предположительно последнего сеанса связи экипажа самолёта Минобороны РФ Ту-154 с авиадиспетчерами. На записи авиадиспетчер передаёт данные о погоде и другие условия вылета. В конце аудиозаписи диспетчеры пытаются связаться с экипажем самолёта, но ответа уже не получают.

— Одной из вероятных причин катастрофы ТУ-154 при наборе высоты мог стать отказ гидросистемы самолёта, что привело к полной утрате способности управлять машиной экипажем. Причиной отказа гидросистемы самолёта могло стать короткое замыкание в одном из двигателей лайнера, — рассказал Лайфу источник в ГВСУ.

Источник Лайфа в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) предположил, что Ту-154 могла погубить так называемая болезнь стартеров. По его словам, после запуска двигателя возникли неисправности воздушного стартера в одном из трёх двигателей самолёта. Именно по этой причине 3 января 1994 года в при взлёте из аэропорта Иркутска разбился Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск — Москва.

— Тогда наши эксперты выяснили, что, когда стартер вышел на опасные обороты, произошло его разрушение, а повреждённый диск стартера разрушил топливно-масляные коммуникации двигателя и коммуникации гидросистемы, после чего произошла потеря управляемости самолётом, в результате чего он упал, — рассказывает эксперт.

Другой источник Лайфа в СКР не исключает версию некачественного топлива.

— При взлёте из аэропорта Адлера самолёт Ту-154, скорее всего, не смог набрать заданные режимы оборотов двигателей, в результате чего и упал с небольшой высоты в Чёрное море. В качестве приоритетной версии причин сбоя в работе двигателей рассматривается заправка воздушного судна некачественным топливом, — говорит источник.

По его словам, эксперты уже взяли пробы топлива, которым Ту-154 был заправлен на военном аэродроме в Подмосковье и в Адлере. Нельзя исключать, что на взлёте из-за проблем с топливом могли остановиться сразу три двигателя лайнера. В топливо могла просто попасть вода, которая при отрицательных температурах замерзала, и льдообразования перекрыли проход топлива через фильтры.

Пилот «Аэрофлота» Юрий Литвинов, который в своё время восемь лет отлетал на Ту-154 и хорошо знает сочинский аэропорт, уверен, что причины трагедии связаны не с погодой и особенностями воздушного порта, а скорее с отказом систем лайнера.

— Ту-154 — достаточно надёжный и очень скоростной самолёт, но лётчики его всегда называли строгим самолётом. Он не прощает ошибок. В нём устаревшее оборудование, которое требует от пилота большого мастерства. Молодые лётчики очень долго адаптировались к этому самолёту, — рассказал Лайфу Литвинов. — Учитывая, что они улетели всего лишь на полтора километра от берега, это скорее похоже на какой-то очень серьёзный отказ техники.

Что касается особенностей места вылета, то в сочинском аэропорту всегда присутствует умеренный сдвиг ветра, то есть разнонаправленные воздушные потоки на разных высотах, говорит Литвинов.

Такое всегда наблюдается на границе моря и суши, плюс в Сочи рядом горы. При этом наблюдаются температурные перепады и перепады давления. Но сдвиг ветра, подчёркивает пилот, вряд ли мог привести к трагедии, тем более на взлёте.

Литвинов отметил, что отказ двигателей мог быть связан и с возрастом самолёта: ведь Ту-154 было 33 года.

— Я считаю, надо избавляться от старых самолётов и летать на новых, — резюмирует эксперт.

Как рассказал Лайфу заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который восемь лет летал за штурвалом сто пятьдесят четвёртого, катастрофа могла быть вызвана неправильной центровкой багажа. В Ту-154 распределение по весу багажа крайне важно, чтобы самолёт не повёл хвостом вниз.

— Особенностей у самолёта много. Самолёт длинный, сигарообразный, имеет узкий фюзеляж. У него тяжёлый хвост, потому что там расположены двигатели. Поэтому у него проблемы с центровкой. И почти при всех авариях, которые происходили с этим самолётом, разлом шёл в этой части, — рассказал Лайфу Саженин. — Здесь летел ансамбль. Не исключено, что у них было очень много реквизита, и непонятно, как он загружался. А если загрузить самолёт неправильно, например, всё в носовую часть, то центровка может быть нарушена.

Также самолёт мог попасть в восходящий поток, после чего свалился в штопор.

— Можно предположить, что при наборе высоты машина попала в восходящий поток и свалилась в штопор, — говорит авиационный эксперт Сергей Крутоусов.

По его словам, во время набора высоты Ту-154 оказался на границе двух сред — воды и суши. Это привело к попаданию машины в восходящий поток, а при таком угле атаки, самолёт просто свалился на правое или левое крыло и ушёл в штопор.

Не исключена и версия ошибки пилотов. При наборе высоты пилоты не смогли рассчитать правильный угол тангажа.

— При пилотировании в штурвальном режиме основная трудность состоит именно в выдерживании правильной скорости, что является залогом стабильности при пилотировании и удерживании лайнера по тангажу при скорости набора высоты 500–550 км/ч, — говорит эксперт Сергей Крутоусов.

Самолёт Ту-154 совершил свой первый полёт в 1968 году и был в своё время самым массовым и передовым гражданским самолётом вплоть до 90-х годов, говорит бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. Это трёхдвигательный реактивный самолёт, который по кодификации НАТО проходит под названием Careless — «Беззаботный». Рассчитан, в зависимости от модификации, на 152–180 пассажиров, для авиалиний средней протяжённости. По словам Смирнова, это был очень надёжный самолёт для своего времени, что подтверждается количеством выпущенных машин — около тысячи. К сожалению, и падали они много. За всё время разбилось 73 самолёта этой модели, общее количество погибших в катастрофах на Ту-154 составило более трёх тыс. человек.

comments powered by HyperComments

           


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Веб студия AS - создание сайтов, интернет магазинов, продвижение сайтов в поисковиках.
Товары для офиса и дома, бытовая техника Минск, столовая посуда в Минске недорого с доставкой.
Авторизованный технический центр Panasonic в Беларуси предлагает купить мини АТС в Минске с доставкой и установкой.