МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЗЕРВЫ УКРАИНЫ И НАДВИГАЮЩИЙСЯ ДЕФОЛТ. ЧАСТЬ II #МВФ #ЕС #Украина #Россия #Финансы

           

Украина дефолт

Инвесторы ожидают дефолта Украины

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЗЕРВЫ УКРАИНЫ И НАДВИГАЮЩИЙСЯ ДЕФОЛТ. ЧАСТЬ I

Аналитики американского банка Morgan Stanley с учетом событий конца ноября – начала декабря 2013 г. считают:   если  экономические процессы на Украине будут развиваться «самотеком», то к марту 2015 года в международные резервы страны  полностью опустеют.

В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЗЕРВЫ КАК ПОКРЫТИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА

Почему-то все внимание СМИ и экспертом сосредоточено на вопросе:  состоится или не состоится государственный дефолт Украины. Вопрос, конечно, крайне важный, но он является лишь частью более широкого вопроса – «большого» дефолта Украины. «Большой» дефолт – отказ от своих долговых обязательств не только государства, но также частных компаний. О второй составляющей говорят редко, поскольку в частном секторе экономики имеет место «ползучий» и «перманентный» дефолт, который проявляется в банкротствах частных компаний. К такому «ползучему» дефолту привыкли и порой его не замечают. Но если произойдет дефолт по обязательствам государства, тогда резко активизируется дефолт субъектов частного сектора, это уже будет не «ползучий», а «шоковый» всеобъемлющий дефолт всей украинской экономики.

О том, что «дамоклов меч» дефолта навис не только над государством, но и над всей экономикой страны свидетельствует, в частности, таблица 4, дающая представление об общем    внешнем долге Украины. Оказывается общий внешний долг страны почти в 4 раза превышает внешний государственный долг. 73,4% внешнего долга Украины приходится на частный сектор экономики, в абсолютном выражении это $104 млрд. Внешний долг частного сектора складывается из обязательств по банковским кредитам и корпоративным евробондам. Сейчас рыночная стоимость таких бондов резко снизилась при одновременном росте доходности (плата за возросший риск).

Табл. 4. Внешний долг Украины и его основные элементы, на 01.07.2013

Млрд. долл. По отношению к ВВП, % Доля в общем внешнем долге, %
Всего 134,4 75,7 100
Государственный сектор 30,4 17,2 26,6
Банки 21,3 12,0 15,9
Прочие сектора экономики 82,7 46,6 57,5

Для оценки общей международной кредитоспособности национальной экономики и вероятности «большого» дефолта целесообразно сравнивать сумму внешнего долга страны с ее международными резервами. В табл. 4 дается расчет такого показателя, а для наглядности кредитоспособность украинской экономики сравнивается с российской экономикой. У Украины покрытие внешнего долга международными резервами на середину текущего года в 4,2 раза ниже, чем в России.

Табл. 5. Внешний долг и международные резервы Украины и России, на 01.07.2013 (млрд. долл.)

 Внешний долг

 

Международные резервы Покрытие внешнего долга международными  резервами, %
Украина 134,4 23,2 17,3
Россия  703,9 513,8  73,0

Посмотрим, как выглядит этот показатель в других странах. Вот  картина по состоянию  на 2011 год (%): Китай – 464; Япония – 48; Саудовская Аравия – 551; Тайвань – 361; Бразилия – 87; Южная Корея – 77; Сингапур – 1008; Алжир – 4205; Таиланд – 151; Индонезия – 86; Малайзия – 186; Таиланд – 151; Гонконг – 77; Мексика – 70. Кстати, у  России в 2011 году показатель покрытия внешнего долга был равен 99.

Конечно, есть ряд стран, у которых данный показатель находится на низком уровне.  Речь идет, прежде всего, о странах «золотого миллиарда». Вот данные за 2011 год по некоторым из них (%): Германия – 4; Франция – 3; Италия – 7; Швейцария – 24. Только у Швейцарии показатель оказался выше, чем у Украины. Но  богатым странам Запада нет необходимости поддерживать высокое покрытие внешнего долга своими международными резервами, поскольку их центральные банки выпускают  валюты, которые имеют статус резервных. Они могут позволить себе покрывать  свои внешние обязательства с помощью «печатного станка». Украина, как и другие страны периферии мирового капитализма (ПМК), такими возможностями не располагают. Поэтому любые внешние заимствования страны ПМК должны делать с учетом имеющихся международных резервов и принимать необходимые меры по их поддержанию и накоплению. Учитывая, что Украина относится к странам ПМК, показатель покрытия внешнего долга международными резервами Украины имеет очень низкие значения на фоне многих других стран ПМК.

 

О РАСХОДАХ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА УКРАИНЫ

Давайте сделаем грубую прикидку. Предположим, что средний процент по внешним займам и кредитам государства равен 7,5%. Тогда годовые расходы на обслуживание государственного долга составят:

30,4 млрд. долл. Х 0,075 = 2,3 млрд. долл.

В частном секторе условия жестче (может быть, исключение составляют лишь те кредиты и займы, по которым государство выступило гарантом). Я бы заложил ставку по долгам частного сектора на уровне 9,5%. Тогда мы получим следующую оценку расходов на обслуживание  частного  внешнего долга:

104 млрд. долл. Х 0,095 = 9,9 млрд. долл.

Оценка суммарных годовых расходов на обслуживание внешнего долга Украины, таким образом, составляет $12,2 млрд. Впрочем, с учетом ухудшающегося финансово-экономического положения расходы могут быть еще выше. Доходность украинских 10-летних казначейских облигаций с погашением в апреле 2023 г. составила  в  первой декаде декабря 10,35%; в прошлом месяце, когда власти еще говорили о готовности пойти на сближение с ЕС (середина ноября), она была 9,8%. По данным Markit, средняя доходность украинских корпоративных облигаций на закрытие торгов  9 декабря  составила 15,25% — почти на 2 процентных пункта выше, чем в конце ноября; это рекордный показатель за два года. В марте, между прочим,  доходность составляла 7,5%. В СМИ уже встречаются оценки обслуживания совокупного внешнего долга Украины на следующий 2014 год, равные $15 — 17 млрд. и даже выше. А это уже сопоставимо с той суммой международных резервов, которые Украина может иметь в начале следующего года.

Трудно сказать, сколько резервов будет у Украины через год или даже несколько месяцев. Так,   рейтинговое агентство Fitch еще в сентябре прогнозировало сокращение резервов Украины до $17,8 млрд. в конце 2013 года и до $12,9 млрд. в конце 2014 году. Аналитики американского банка Morgan Stanley с учетом событий конца ноября – начала декабря считают: если экономические процессы на Украине будут развиваться «самотеком», то к марту 2015 года в международных резервах страны не останется ничего. Отсюда они делают вывод:  для поддержания существующего в конце 2013 года уровня резервов Украине в период с января 2014 г. по март 2015 г. необходимо изыскать не менее $18 млрд. Вероятных источников этих средств  — всего три: МВФ, Евросоюз, Россия. На данный момент Украина своего выбора не сделала (за неё это сделал Россия, купив облигации правительства Украины на $15 млрд.).

 

ВАЛЮТНЫЙ КУРС ГРИВНЫ И ДЕФОЛТ

Целый ряд факторов оказывает сегодня понижательное влияние на курс национальной денежной единицы – гривны. А это осложняет жизнь многим компаниям и целым отраслям экономики. Прежде всего, это удорожает импорт энергоносителей. Кроме того, затрудняет погашение  и обслуживание внешних долгов.  Бенефициаров заниженного курса гривны сегодня в Украине меньше. Национальный банк Украины в 2013 году приступил к валютным интервенциям для поддержания гривны. Ежемесячно на эти цели НБУ тратит по несколько сот миллионов долларов. Летом он был равен 8,0 грн., а сейчас 8,3 грн. (1 грн. = $0,12).  Тем не менее, аналитики предсказывают, что в следующем году курс может быть таким: 1 доллар = 9,2 – 9,4 грн. Но это, пожалуй, «мягкий» прогноз, исходящий из того, что дефолта не будет. О том, каким может быть курс гривны в случае дефолта, даже трудно говорить. Напомню, что после дефолта 1998 года в России курс рубля за короткое время понизился в 4,5 раза по отношению к доллару.

Можно также вспомнить финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии в 1998 году. Тогда мировые спекулянты типа Сороса организовали обвал национальных валют и последующую скупку подешевевших активов стран региона.

Резкое обесценение гривны может привести к массовым банкротствам предприятий в Украине, причем крупных, которые имели возможность заимствовать средства на внешних рынках в валюте. У Украины в отличие от России нет таких крупных суверенных фондов, как Резервный фонд или Фонд национального благосостояния, которые могли бы прийти на помощь тонущим предприятиям. Для того, чтобы процесс повальных банкротств на Украине начался, не нужно даже таких сильных потрясений, как суверенный дефолт. Многие предприятия буквально «дышат на ладан».

Только что Государственная служба статистики Украины опубликовала данные об финансовых результатах работы экономики страны за три квартала  2013 г. Общий объем прибыли до уплаты налогов, полученной предприятиями страны, оказался равным 130,27 млрд. грн. Однако далеко не все предприятия имели за три квартала положительный результат. 40,2% общего числа предприятий завершили этот период с убытками. Каждые 2 из 5 предприятий балансируют между жизнью и смертью! Согласно официальным данным, общий убыток таких предприятий составил 107,43 млрд. грн. Таким образом, чистое сальдо общего финансового результата деятельности украинской экономики за 9 месяцев текущего года оказалось равным всего 22,84 млрд. грн., т.е. в валютном эквиваленте около $2,8 млрд.

Косвенным признаком того, что частный сектор Украины находится в преддефолтном состоянии является то, что каждый день появляются десятки и сотни объявлений  о продаже предприятий, от самых мелких ларьков до гигантов тяжелой промышленности. Однако покупателей нет. Серьезные инвесторы, располагающие валютными ресурсами, ждут своего момента. Схема стара как мир: инвесторы приходят тогда, когда национальная валюта обваливается, и активы можно покупать за копейки.

Физические активы экономики Украины, оцененные по их реальной стоимости во много раз превышают международные резервы Украины (даже те рекордные, которые страна имела в середине 2011 года). Несмотря на ту разруху, которая сегодня царит в украинской науке, за последние несколько лет в Украине было опубликовано несколько работ, посвященных оценке национального богатства этой страны. Привожу одну из таких оценок. По состоянию на 2005 г. национальное богатство Украины оценивалось примерно в $2 трлн. При этом примерно половина приходилась на нематериальные компоненты («человеческий капитал» и финансовые ресурсы). А примерно $1 трлн. приходился на материальную составляющую – основные фонды (около $300 млрд.) и природные ресурсы (около $700 млрд.)[[1]]. Вот вокруг этих «физических резервов» Украины и разворачивается сегодня борьба между разными группами интересов: иностранным капиталом, украинскими чиновниками и олигархами, украинским народом.

 

ДЕФОЛТ И ПРИВАТИЗАЦИЯ

Впрочем, в случае дефолта на продажу будут выставлены не только многие частные предприятия Украины, но также остатки государственных активов. В начале текущего десятилетия была принята программа приватизации государственной собственности, которая была рассчитана на четыре года (до 2014 года) и которая была должна пополнить государственную казну в общей сложности на $5 млрд. Программа несколько раз пересматривалась. Расширился круг предприятий, запланированных для приватизации за счет сокращения списка так называемых стратегических государственных предприятий. Первоначально был согласован список предприятий, запрещенных к приватизации, который включал 1492 предприятия. Постепенно его  сократили в 5 раз — до 296 предприятий.  Из списка неприватизируемых объектов исключили такие гиганты, как НАК «Нафтогаз Украины», «Черноморнефтегаз», «Укринтерэнерго» и «Укрспецтрансгаз» (транспортировка сжиженного газа), ГАО «Магистральные трубопроводы «Дружба»». Никакого фискального смысла приватизация не имеет. Доля поступлений от приватизации в общих бюджетных доходах была и остается мизерной (табл. 6). Более того, после приватизации предприятия вообще перестают платить налоги или платят их по минимуму, используя оффшоры и разные хитроумные схемы. План приватизации срывается каждый год. По итогам 2012 года поступления от приватизации составили 6 млрд 763 млн грн, или 67,6% годового плана. И это был самый успешный год.

Сначала аналитики полагали, что приватизацию основной части объектов власти  специально отодвигают на 2015 год, когда потребуются большие деньги Виктору Януковичу для проведения успешных выборов. Теперь появляется подозрение, что приватизацию откладывают на те времена, когда в стране разразится дефолт. Поступления от приватизации в Украине по состоянию на 1 ноября 2013 года, по оперативным данным, составили 982,7 млн. грн, или 9% от установленного на этот год плана. И это на фоне острой нехватки денег в казне. Может быть, власти решили отказаться от приватизации, встать на путь экономического возрождения страны? – Ничуть. Они  терпеливо ждут (а, может быть, и готовят) дефолт. Вот тогда и начнется распродажа остатков «незалежной» Украины.

Табл. 6. Поступления в госбюджет Украины от приватизации государственного имущества с 2008 по 2012 годы (в млн. грн.)

Доходы
госбюджета
Поступления от
приватизации
 Доля в бюджетных доходах, %
2008 231686,3 482,3 0,21
2009 209700,3 777,6 0,37
2010 240615,2 1093,4 0,45
2011 314616,9 11480,3 3,65
2012 346025,5 6763,5 1,95

Во-первых, приватизация потребуется для того, чтобы выполнять обязательства перед теми самыми держателями валютных облигаций внутреннего займа, о которых мы говорили выше.

Во-вторых, приватизация для тех, у кого имеется деньги в валютной форме, наиболее выгодна в момент максимального падения курса национальной денежной единицы. Многие аналитики и эксперты подозревают, что такими «бенефициарами» приватизации могут  оказаться все те же украинские олигархи и чиновники. Правда, жизнь может смешать все их планы. Начавшиеся в стране бурные политические и социальные процессы могут привести к тому, что многие из нынешних украинских олигархов и чиновников окажутся «отодвинутыми» в сторону. А без административного ресурса «эффективное» участие в приватизации становится весьма проблематичным. Более вероятен вариант, при котором главными «бенефициарами» украинской приватизации окажутся транснациональные корпорации и банки.

__________________

[1] Ляховець О.О. Оцінка національного багатства України//Наукові праці.- 2010.- №113(126).- С. 5-10; Національне багатство України [Монографія] / За ред. Дорогунцова С.І. – К.: РВПС України НАН України, 2005.

Коммунитариан

реклама

comments powered by HyperComments

           


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Веб студия AS - создание сайтов, интернет магазинов, продвижение сайтов в поисковиках.
Товары для офиса и дома, бытовая техника Минск, столовая посуда в Минске недорого с доставкой.
Авторизованный технический центр Panasonic в Беларуси предлагает купить мини АТС в Минске с доставкой и установкой.